Перейти к содержимому

Фильм «Свинья». Как триллер о мести превратился в прекрасную медитацию

Николас Кейдж — один из удивительных актеров. Несомненного и незаурядного таланта и зигзагообразной карьеры, порой странного выбора ролей. Поэтому любая его работа вызывает внимание, любопытство. Его последней ролью в фильме «Свинья» публика была сбита с толку. На агрегаторе Гнилые помидоры «Свинья» получил 97% и стал самым рецензируемым фильмом в карьере актера, а может быть одним из лучших

Фильм «Свинья» снял дебютант Майкл Сарноски, сценарий написан совместно с Ванессой Блок.

В глухом лесу Орегона живет старик Робин в компании с трюфельной свиньей. Полная гармония и согласие. Под звуки леса они отправляются на тихую охоту за трюфелями. Золотится шерстка рыжей свиньи в лучах утреннего солнца. Старик Робин, священнодействуя, печет пирог с грибами и угощает свинью. Потом приезжает городской пижон и бизнесмен Амир (Алекс Вольф) на крутой ярко-желтой Камаре забирает трюфели. Они едва ли перекидываются парой слов. Ночью в дом вторгаются неизвестные, избивают Робина и крадут свинью. Амир, единственный человек, который может помочь, и он неохотно соглашается на поиски хрюшки.

Оставив позади звуки леса: тишину, сверчков, ветра в деревьях, пара устремляется в Портленд и проходит путь Героя от рынка трюфелей до модного ресторана и богатого ресторатора.

Сарноски делится откровениями о главных персонажах по капле, краткими репликами, визуальными подсказками, но все равно останется недосказанность. Фильм так и не открывает всей истории всех связей и обстоятельств. Зрителю приходится домысливать и включать воображение. Волей-неволей проникаешься эмоциями и чувствами персонажей.

Это перевертывание жанра мести и ожиданий зрителей. Существует целая плеяда фильмов от Джона Уика до Рыцарей справедливости. Когда герой мстит за умершую жену, оказываясь супергероем в завязке. Большая фигура Николаса Кейджа подразумевает бывшего спецназовца или бандита, который бы обнаружил старые навыки, разбросал в разные стороны врагов и победителем вернулся к матери-природе с любимицей. В фильме есть насилие, но оно жестоко и мерзко.

Главный герой Робин Фелт просто повар. Правда, не совсем обычный. Он легенда. Его имя в Портленде производит на работников ресторанов магическое действие, хотя прошло 10–15 лет с его исчезновения.

Робин — это человек, мастер, познавший Дзен. Он выбрал отшельничество, презрел городской комфорт, ходит в рубище, не чувствителен к боли. Герой выступает как проводник истины, пророк Христос, Будда, подставляет другую щеку, когда его бьют, унижают. Он обрел подлинность, он не изменил сам себе, хотя травма продолжает убивать его. Он немногословен, но его слова попадают в сердце человека, задевают тонкие струны души. Его авторитет все еще в силе. Робу достаточно назвать имя или повернутся, чтобы собеседник наконец узнал его и задрожал от восхищения и уважения.

Он берет на себя роли отца и учителя для Амира. Заносчивый пижон на наших глазах меняется, предстаёт милым, страдающим от жестокого отца мальчишкой. Пусть мы видим разрушенное величие старика, мастера, но и в этом он велик, искренен, свободен.

Неизбежно возникает штамп — конфликт между природой и городом как каменными джунглями, местом лжи и лицемерия, напускного, ненастоящего, деконструированного, извращенного, где каждый сам за себя, а сильнейший позволяет другим на низших ступенях иерархии существовать. Антагонистом является отец Амира, Дариуса. Он решает какой ингредиент деконструируют в этом сезоне. Роб, как и положено, выбирает ненасилие. И месть превращается в блюдо. Впрочем, в греческих мифах приготовляли ужаснейшие пироги.

Но в его арсенале другое. Есть обыденные мелочи, незначительные события, которые остаются в памяти, то что потом составляет нашу жизнь, то на чем вырастают чувства. Запах свежего хлеба, мандаринов на Новый год, нежные детские пятки, мягкие прикосновения рук матери, когда она поправляет одеяло, пойманный взгляд любимого человека. В общем, у каждого своё. Для Робина еда — это искусство, самовыражение и способ познания мира и людей. Приготовление еды сравнивается с музыкой. Амир слушает в машине подкаст о классической музыке, как неиссякаемом источнике вдохновения для всех последующих поколений.

«Свинья» — перевертыш токсичной маскулинности боевиков. В фильме практически нет женских персонажей, но они присутствуют незримо в образе пропавшей свиньи или в греческих названиях ресторанов Гестия, в виде голоса на кассете. Здесь есть оставленность и недостаточность мужских персонажей, утративших женскую половину и навек погрузившихся в скорбь. Каждый из героев делает свой выбор, чтобы справится с горем — уход, гнев, напускная бравада. Разделенная боль уменьшается и помогает понять друг друга, встать на путь исцеления. «Свинья» — прекрасная одиссея потерь и любви, и нечего говорить Кейдж восхитителен.

Источник иллюстраций: IMDb.com

Еще про фильмы: Раскопки: Кэри Маллиган и Рэйф Файнс находят сокровища Саттон-Ху