Перейти к содержимому

Тень и кость — новое фэнтези Нетфликс в стиле царь-панк

Существует мнение, что Нетфликс пытается создать свою Игру престолов. В последние два года вышел целый ряд почти фэнтезийных сериалов: Ведьмак, Монахиня-воин, Проклятая. Концепция сериалов почти одинаковая — это все та же история взросления. Тень и кость продолжает эту «однако тенденцию». Адаптацией занимался Эрик Хейссерер, известный как сценарист фильмов «Прибытие» и «Птичий короб»

«Тень и кость» вдохновлен книгами Ли Бардуго. Вселенная автора переносит нас не в привычное европейское средневековье, а в псевдоцарскую Россию под названием Равка, во времена начала прошлого века. В сериале не стоит искать метафоры или параллели с историей России или ее современностью. Ли Барлуго писательница американская, хотя имеет русско-еврейские корни. Русский антураж из имен и названий декоративен и забавен. Есть города Квибирск и Новоквибирск, персонажи носят кафтаны, которые называются кефты. Мир Равки окрестили царь-панком, по аналогии со стимпанком. Люди используют электричество и замысловатые механизмы.

https://www.imdb.com/

Равка раздираема противоречиями и противостояниями. С одной стороны, она находится в состоянии войны с соседними Шуханским и Фьерданским царствами. Фьерданцы — народ агрессивный и темный, жаждущий уничтожить гришей и устраивающий охоту на ведьм. Гриши — это почти волшебники, люди, обладающие каким-нибудь даром: целительством, вызыванием огня, управлением ветром, умение менять внешность. Способности выявляют в детстве и отправляют служить царю. Это элита страны.

С другой стороны, Равку пересекает ужасный каньон, полный тьмы, где обитают страшные летающие с острыми когтями твари — волькры. Он мешает развитию торговле и воссоединению страны.

Армия Равки делится на две части. В первой — обыкновенные люди — мастеровые. Во второй заправляют гриши. Возглавляет войска самый могущий гриш — генерал Киригин-Дарклинг. На троне сидит слабый царь, который всецело доверил управление страной генералу Киригину. Гришей ненавидят и боятся, но только они могут переправлять скифы(сухопутные корабли) через Тьму каньона. Молодые военачальники первой армии недовольны, и того и гляди, устроят восстание.

В центре истории несчастная сирота Алина Старкова(Джесси Мэй Ли). Она служит во второй армии картографом. Друг детства Мал(Арчи Рено) состоит в должности следопыта. Они провели детство в детском приюте князя Керамзина и стараются держаться вместе.

Однажды в составе небольшого отряда они переправляются через каньон на скифе. На корабль нападают волькры, и Алина спасает всех, обнаруживая сверхъестественные способности, которые по легендам должны разрушить тьму Каньона. Бремя славы и ответственности обрушиваются на девушку. Ее дар — это благословение для других и проклятие для нее. Так как могущественный генерал Александр Киригин берет ее под свое крыло, разлучая с Малом. Фэнтези быстренько переходит в обычное русло — борьбы света и тьмы, добра и зла.

https://www.imdb.com/

Введение в историю занимает почти половину сериала «Тень и кость». Этот период самый проблемный, потребует от зрителя выдержки и дальнейшего желания вникнуть в историю. Он изобилует трудно выносимыми клише и шаблонами. Существует версия, что Нетфликс использует нейросети для написания сценариев. Наверное, это касается диалогов в подростковых сериалах. Они такие шаблонные, кажется, кочуют из одного сериала в другой, и практически не отличаясь.

Я не читала книгу, поэтому не могу сказать, насколько хорошо прописан мир Равки в романе. Но создателям сериала не хватает места и времени, чтобы заняться этим основательно. Хотя псевдорусская декоративность придает оригинальность и самобытность сериалу, но она почти не используется или использует мало для создания детализированного мироустройства Равки. Города не отличимы от городов в других сериалах-фэнтези. Долгое время действие базируется в серых полевых армейских декорациях, и часто предпочитает полутемные съемки.

К середине сюжет превратится в захватывающее действо, нарастают характеры персонажей, приоткрываются мотивы и тайны. И начнется увлекательная волшебная история.

Концентрация на истории героине-спасительнице мешает развиваться вселенной сериала, поэтому добавляются новые линии.

https://www.imdb.com/

Второстепенные персонажи заимствованы из другого романа Шестерка Воронов. Это трикстерская тройка благородных воров, которая охотится за Алиной Старковой, чтобы разбогатеть. Возглавляет банду ее мозг хромой Каз Бреккер(Фредди Картер), акробатка и метательница ножей Инеж Гафа, которую играет непальская актриса Амита Суман, и снайпер, игрок Джеспер Фахи, исполняет Кит Янг. Эти люди не обладают сверхспособностями, но чертовски умны и талантливы. Они обманывают гришей, творят чудеса ловкости и манипуляции.

Несмотря на то что главная героиня девушка, сам бог велел поговорить о дискриминации и неравенстве, но тема вообще проходит вскользь. Упоминается, что Алина полукровка, шуханка, простой люд прогоняет девушку, когда та попадает на улицы. И на этом все заканчивается.

Есть некоторый элемент новизны в том, что следуя духу времени, делается акцент на партнерство и команду. Выиграть у гришей персонажи могут только объединившись.

Следует отдать должное Нетфликс, стриминг любит новые имена, приглашает молодых актеров в перспективные проекты. Хотя персонажи сценарно проработаны бедно, но старательные актеры добавили чуточку обаяния, искренности и эмоций. Выигрышно смотрится Бен Барнс в роли князя Дарклинга.

В последнее время сериалы так устроены, что первый сезон существует как завязка для следующего развития. Создатели раскидали то тут, то там заделы для будущих более глубоких разработок. Пока «Тень и кость» не выходит за рамки развлекательного подросткового поверхностного фэнтези. Нарастить масштаб соразмерный Игре престолов, может только глубокая рефлексия мифологии и современности. Многие серьезные вопросы, да и характеры просто обозначены и не получают своего развития.

Кажется, потенциал был неисчерпаем для осмысления исторических параллелей и современности, злоупотребление безграничной власти и вшитого внутрь общества Равки неравенства и ментальности «глубинного народа», но все это остается привлекательным и экзотическим фоном. А ведь в сериале «Тень и кость» есть все предпосылки, чтобы стать явлением на телевидении. Здесь есть приключения, магия, яркие бои, любовь и противостояние.
Нетфликс по всей видимости проводит работу над ошибками после каждого сериала-фэнтези. Так как все-таки каждый следующий сериал лучше предыдущего.

P.S. Маленький совет, постарайтесь отбросить клюквистый псевдорусский стиль, он иногда мешает восприятию, по крайней мере, для российского зрителя.

Еще про сериалы: Бриджертоны — изящная и романтическая фантазия эпохи Регентства