Перейти к содержимому

«Соберись перед прыжком» документальный фильм, номинированный на Оскар

«С бесконечной чуткостью Лю углубляется в некоторые из самых болезненных и интимных подробностей жизни своих друзей и своей собственной, а затем объединяет свои наблюдения в богатое, разрушительное эссе о расе, классе и мужественности в Америке 21-го века.» Таймс

Фильм «Соберись перед прыжком» получил признание критиков, награду специального документального жюри в США за прорывное кинопроизводство на кинофестивале Sundance, был номинирован на премию «Оскар» за «Лучший документальный фильм».

Лю получил первую камеру в возрасте 14 лет и начал снимать друзей в родном городе Рокфорд. Поэтому свой первый дебют в качестве режиссера он решил посвятить скейтбордистам. Он использовал старые домашние съемки в фильме. Поэтому следить за персонажами в течение 10-12 лет. Главные герои Зак 15 лет, Бинг 17 лет, Кир 11 лет катаются на скейтборде по заброшенным улицам, паркам и парковкам в Рокфорде, штат Иллинойс. Режиссер сам является одним из них.

Скейтбординг для героев— это отдушина и братство. Они убегают из дома, где подростковую ершистость дисциплинируют ремнем. «Мы приглядываем друг за другом, потому что больше никто не заботился о нас». На доске они забывают обо всем на свете. Здесь можно быть до конца честным и равным товарищам. Только безумные трюки и ветер дают чувствовать жизнь во всей полноте.

Зак Маллиган, Кир Джонсон и режиссер становятся старше, понимают есть что-то в чем их обманули. Социальные проблемы провинциального городка наваливаются со всех сторон: безработица, высокий уровень преступности, отток населения, расовые предрассудки.

Теперь они пытаются жить, совмещая трудные взрослые обязанности и непроработанную детскую боль.

Зак Маллиган теряет работу кровельщика, превращаясь в пьющего бездельника. Он недавно стал отцом, но недоволен новой ситуацией и семейной ответственностью. Здесь появляется еще один герой — Нина, подружка Зака и мать его сына Эллиота. Она — женский голос в фильме. Ссоры с Ниной выливаются в побои и насилие. Режиссер из стороннего наблюдателя становится соучастником и помощником своим героям. Брюс ребенком оказался в похожей ситуации, его мать продолжала терпеть насилие, ей не хватило смелости развестись с отчимом. Он избегает морализаторства в отношении Зака, позволяя ситуации развиваться дальше.

Кир Джонсон в восемнадцать лет находит свою первую работу посудомойщиком. Вытирая кастрюли и убирая мусор, он размышляет о смутных перспективах для молодого темнокожего мужчины в городе, который считался одним из самых опасных городов в стране. После тяжелого дня он устает, но идет кататься на скейтборде. Через какое-то время его переводят в официанты, появляются деньги, машина. Отец жестоко обращался с Киром. После его смерти Кир испытывает двойственные чувства: боль и любовь.

У Лю похожие воспоминания об отчиме. История Кира вдохновила Бинга на интервью с его матерью, которое было мучительным для обоих.

Фильм для героев и для режиссера стал своеобразной терапией — пережить боль и травму, простить родителей, приняв их слабость.

Лю дает своим друзьям и себе возможность лучше узнать себя, вслух подумать о том, кто они и кем они могут быть. Они были готовы противостоять своему прошлому, но сталкиваются с тем, что обречены повторять ошибки родителей. Насилие в семье накладывает отпечаток, остаются грубые шрамы. Одному они не дают развиваться, он опускается все ниже и ниже, смирился. Для других — их боль стала толчком к развитию и сделать прыжок вперед.