10 картин сериала «Молодой папа»
Благодаря таким фильмам сериал превращается в произведение искусства. В фильме Соррентино существует немыслимое количество загадок, отсылок, символов. Фильм состоит из вопросов, на которые нет ответов. Каждый эпизод начинается с заставки, молодой Папа движется мимо висящих на стене картин. Что это за картины и почему они появились в сериале? Режиссер в одном интервью рассказал о роли картин, они соответствуют истории католической церкви от 0 до 2000 и связаны с темой эпизода. Всего 9 картин и одна скульптурная композиция. Предлагаю свою интерпретацию 10 картин сериала «Молодой папа»
Первая картина — —«Поклонение пастухов» Джерарда ван Хонтхорста. 1606 год

Рождение божественного младенца знаменуют появление Христианства, новой религии. И Ленни Белардо становится первым американским Папой и берёт имя Пий XIII.
Почему эта картина? У нее трагическая судьба. В 1993 году она выставлялась в Галерее Уфицци во Флоренции и была почти уничтожена взрывом. В «Фиате», припаркованном между стенами Академии Горгофили и галереи Уффици, сработало взрывное устройство; взрывом были частично разрушены стены старинных построек, убиты 5 человек и уничтожены 3 картины, включая «Поклонение…». Работу пытались реставрировать, но она восстановлена только частично.
Возможно трагические события созвучны с судьбой Ленни, которого родители отдали в приют. Детская травма главного героя канва сериала и неизгладимый след в его душе. Может быть связь с Христом, их роднит не только богооставленность. Его наставница сестра Мэри считает его Христом. Ленни так же как и он, совершает чудеса — исцеляет, укрощает дикого кенгуру, бездетная женщина забеременела.
Вторая картина — «Передача ключей апостолу Петру» Перуджино, 1482 г.

Единственная картина из всех упомянутых картин, которая украшает стены Ватикана. Первоначально Перуджино выполнял росписи Сикстинской капеллы, украшал алтарь Вознесением Девы Марии и Рождества Христова и исход Моисея в Египте. Теперь на их месте стоит «Страшный суд» Микеланджело. Из произведений Перуджино на боковой стене остался только «Христос, дающий ключи от царства святому Петру». Эта композиция имела особое значение, поскольку католическая церковь начинает свою историю с «передачи ключей», и Петра считают первым римским папой. Существует примета, связанная с фреской и папскими конклавами — тот кардинал, кому по жребию достанется место под фреской, будет избран папой.
… И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.
Во втором эпизоде Ленни произносит речь: «Я ближе к Богу, чем к вам!», беря на себя роль единственного посредника между людьми и Богом.
Третья картина в ряду — «Обращение святого Павла» Караваджо

Святой Павел (до того, как его звали Саул) был страстным гонителем христиан. Однажды, во время поездки в Дамаск он увидел яркий свет и упал с лошади. Голос с небес спрашивал его: «Саул, почему ты меня преследуешь?» Саул потерял сознание. В Дамаске он был исцелён от слепоты, раскаялся, принял крещение. Сейчас картина «Обращение Саула» хранится в Риме, в церкви Санта Мария дель Пополо, капелла Черази.
Возможно подчеркивается исключительная связь Белардо с Богом. Ленни говорит: «Бог шокирует, Бог пугает». Пий XIII падает в обморок на руки к Эстер, и замирает в позе а-ля «Пьета». В этом эпизоде в начале и конце он говорит совершенно противоположные слова. Главный герой обращается с молитвой к Богу, ищет призрачных родителей, жарко проповедует, признается в собственном неверии. Пий XIII переживает очередной кризис веры.
Четвертая — Фреска «Первый Никейский собор». 14 век.

Первый Никейский Собор стал первым Вселенским собором в истории христианства. Главные доктрины были четко определены. Составлен символ Веры. Основной его задачей было разоблачение лжеучения александрийского священника Ария, который отвергал Божество и предвечное рождение от Бога Отца Сына Божия и учил, что Христос есть только высшее творение. «Мы верим в единого Бога, Всемогущего Отца, Создателя Небес и Земли, всего этого видимого и невидимого»
Пий XIII настаивает на своем жестком мнении: не плакать на похоронах, изгнать гомосексуальное духовенство и повысить стандарты при поступлении в семинарию.
Пятая — «Петр Отшельник на белом муле…» Франческо Айец 1829 год

Петр, бывший солдат, который стал монахом. Вообразив себя спасителем Святой Земли и получив благословение папы, отправился по всей Италии и Франции с неистовыми проповедями и криками «Этого хочет Господь». Под его влиянием собралась многочисленная толпа в Палестину, чтобы освободить гроб Господень.
Пия XIII решил устроить революцию. Он основательно готовиться к речи перед кардиналами. Ждет возвращения папской тиары из Америки. Он надевает мантию, перчатки, накидку и использует sedia gestatoria(переносной трон для перевозки римских пап). Эти вещи не используются с середины 20-го век. Он собирает все «святыни», атрибуты власти самые дорогие и помпезные. Его появление — это не только демонстрация силы и власти, но ретроградное движение в сторону ушедших и потерянных традиций.
Шестая — «Святой Франциск, получающий стигматы» Джентиле да Фабриано

Святой Франциск Ассизский является основателем ордена Святого Франциска. Родился в зажиточной купеческой семье, но отказался от богатства и других привилегий, выбрав путь аскезы и полного смирения. Чего не скажешь о намерениях Пия XIII. В четвертом эпизоде появился Тонино Петтоло, пастух со стигматами, который узрел Деву Марию в образе белой овцы, начал исцелять людей и приобрел последователей. По телевидению он просит церковь и папу признать его дар, иначе он собирается основать свою церковь. В этой серии он пропадает.
В конце эпизода Пий дает аудиенцию монахам, которые говорят о расколе в церкви и требуют отречения. Папа унижает их и сравнивает со Святым Франциском, спрашивая готовы ли они начать войну с ним «вооружившись лишь бездонной бедностью».
Стигматы могут носить и метафорический смысл, как кровоточащая незаживающая рана, которую не дает покоя Белардо. Его реформы дают «первые плоды»— совершается самоубийство потенциальный семинарист, получивший отказ и обвинение в гомосексуализме.
Седьмая — «Святой Фома из Вильянуэва» Матео Черезо Младший

В этом эпизоде можно найти связь со Святым Фомой из Вильянуэва или с именем апостола Фомы.
Святой Фома из Вильянуэва был испанским монахом из ордена святого Августина. Он известный проповедник, аскет и религиозный писатель своего времени, был известен как «отец бедных». Несколько сотен бедняков приходили к двери церкви каждое утро и получали еду, вино и деньги. В сериале идет разговор кардиналов о том, что церковь перестала заниматься своим прямым делом — помогать бедным.
Существует известный фразеологизм «Фома неверующий». Апостол Фома не смог поверить в Воскресение Христово до тех пор, пока своими глазами не увидел Христа воскресшим. Неверие Пия XIII становится достоянием его приближенных. Пытаясь спасти положение, сестра Мэри находит самозванцев-родителей. При встрече с ними Ленни буквально обнюхивает их и прогоняет.
Восьмая — «Микеланджело представляет папе Пию IV образец собора Святого Петра» Доменико Крести, 1618

Почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора Св. Петра. Микеланджело занимался реконструкцией главного купола. Здесь присутствует Пий IV, который покровительствовал художнику. Несмотря на то, что имя Пий связано с консервативными направлениями в церкви. Пий IV стал одним из великих пап католической Реформации. Своим умеренным и послушным подходом он порвал с суровым режимом своего предшественника Павла IV. «Пий IV, — говорит Муратори(крупнейший историограф своего времени.), — имел недостатки (кто без них?), Но они ничто по сравнению с его многочисленными достоинствами.»
В эпизоде происходит перелом в сознании Ленни. Чтобы покончит с чувством вины, он отправляется в миссию к сестре Антонии в Африку. Покинув благополучную Европу, здесь он сталкивается с нищетой, войной, злоупотреблениями властей, сестры Антонии, произносит вдохновенную речь.
Девятая — «Резня святого Варфоломея» Франсуа Дюбуа, 1572

Одна из самых кровавых страниц в истории церкви. В сложном клубке мотивов, приведшем к трагедии, стояло понятие Реформации церкви. Большая часть эпизода посвящена «убийству» архиепископа Кёртвелла, да репутация церкви сильно пострадала из-за сексуальных скандалов.
Десятая — скульптурная композиция «Девятый час» Маурицио Каттелан 1999

Девятый час входит в «литургию часов» в богослужении. Это три часа дня — вспоминается Крестная смерть Господа Иисуса Христа. Иоанн Павел II был ярым консерватором, антикоммунистом и миротворцем. Понтифик также решительно выступал против гомосексуальных браков и эвтаназии, абортов, что соотносится с политикой Пия XIII.
Автор композиции Каттелан так говорит о произведении: «Это абсолютно не антикатолическая работа. Я вырос певчим в церкви между святыми и алтарными мальчиками. Папа римский — скорее напоминание о том, что власть, какой бы она ни была, имеет свой срок годности. Почти как молоко…»
Вифлеемская звезда следуя за Ленни, становится кометой Галлей и прожигает зонтик Пия IV, превращается в метеорит, который падает на восковую фигуру Иоанн Павел II. Логичный финал наступает в тот момент, когда Ленни получает ответ на свой вопрос.
Прочитайте обзор сериала «Молодой Папа»
И статью «Новый папа» в поисках смысла