Темная сила «Наследников/Succession»
Каким вышел финал «Наследников/Succession» и почему эта драма знаковое событие на телевидении
Подписывайтесь телеграм-канал Меню сериалов, если вам там удобнее
О власти сняты замечательные сериалы «Карточный домик», «Игра престолов», «Вице-президент», «Западное крыло», каждый внес свою лепту в понимание губительной и развращающей природы. «Наследники» Джесси Армстронга претендуют стать не только вехой сериального формата, но и культурным феноменом, который еще предстоит оценить. Это объёмное и глубокое исследование медленно проникало в сердца зрителей, за пять лет сериал обогнал по количеству Эмми «Игру престолов», в тени которой он находился долгое время.
Джесси Армстронг предлагает взгляд современника и для современников. «Наследники» сосредоточены на закрытой социальной группе, недоступной для большинства зрителей — Элите. Что происходит с этими людьми, о чем они думают, что чувствуют, когда имеют в руках безумно большие ресурсы, и от их решений зависят судьбы других.
Если навести объектив еще ближе то, это сериал про человека вообще, поведение в нагруженной неустойчивой, подвижной среде, где принципы, мораль, ценности постоянно подвергаются изменениям трансформациям в зависимости от желания лидера и главного мерила — деньги. Сериальный формат со своей длительностью и сосредоточенностью позволяет проработать темы от мелодраматических «Богатые тоже плачут», до исторических «роли личности в истории» и психологических — преодоления детских травм.
О чем сериал «Наследники»
На протяжении трех сезонов семья Роев и ближний круг представляли собой банку кусающихся пауков. Все три сезона они продают-покупают компании свои-чужие, можно совсем не разбираться в названиях компаний, в юридических тонкостях, котировках на бирже, что кому принадлежит, так как это не имеет значения. Неважно какой из пауков доползет до конца банки и попробует выбраться из неё, так как скорей всего, скользя по поверхности, он вновь оборвется, увлекая сородичей на дно. Они все проигравшие. Все порочные и сломленные.
«Наследники» черпают вдохновение из шекспировских пьес и наиболее близкой «Король Лир». Старый патриарх Логан Рой ищет себе замену, но на самом деле он никуда не собирается уходить. Он перебирает в тонкой колоде карт между тремя возможными кандидатами, которые его не устраивают по одной простой причине — они его дети, поэтому слабые, испорченные, недостаточные в любом отношении. Старшенький подросток, неуверенный Кендалл(Джереми Стронг), остроумный хам Роман(Киран Калкин), осторожная, хищная Шивон, Шив(Сара Снук). У них есть забытый старший сводный брат Коннор (Алан Рак).
А несчастные потомки чувствуют себя на вечном эшафоте, под пристальным взглядом судьи, палача и обвинителя — своего отца могучего Логана Роя. Дети комедийно ссорятся друг с другом, зло подшучивают и тут же предают — такой круговорот продолжался в течение трех сезонов. Наконец-то взрослые дети решаются противостоять отцу и вырваться из оков и доказать свою состоятельность, как почва в очередной раз уходит у них из-под ног. Великий уравнитель Время пока не подчиняется сильным мира сего.
Особенности сериала
«Наследники» — это развлечение, которое совсем не развлечение.
Оригинальным приемом «Наследников» стала намеренная неловкая и нервная игра с камерой, она резко концентрируется на лице персонажа или наоборот расфокусируется. Джесси Армстронг выводит зрителя за скобки, превращая в стороннего наблюдателя, подглядывающего за жизнью богатых и знаменитых. Простым смертным нет доступа во вселенную «Наследников». Однако, ужасные персонажи, которых можно только презирать, обнаруживают уязвимости и близкие каждому чувства — желание любви, признания, одиночества. Как написал один из критиков «они настолько жалкие, что их невозможно ненавидеть». Автор Джесси Армстронг привязывает нас к персонажам одновременными противоречивыми эмоциями — презрением и сочувствием.
Каждая серия несмотря на то, что включена в общее повествование, выступает как отдельная глава большого и сложного послания всего произведения, но поднимает свои пласты, раскрывает мотивы поступков персонажей, их чувства. Расшифровать послание можно только в финале 4 сезона, когда сериал замыкает цикл, возвращаясь к событиям, начатым в 2018 году.
Сериал имитирует реальность, история готовится на наших глазах, невозможно предугадать какой поворот истории развития сейчас предпочтет автор. Также невозможно определить жанр — что это драма, комедия и сатира, они сосуществуют одновременно.
Как зеркало, сериал вбирает все боли и настроения публики или острого дискурса. Это может быть еще рефлексия, подпитываемая сожалением и разочарованием в демократических институтах и приходом Трампа и поиск причин почему это случилось, отражением битв в СМИ, обвинениями и отменой, и ворохом этих проблем.
Призрак…капитализма
Хотя сценаристы черпали вдохновение у множества современных династий, включая Херстов, Редстоунов, Мерсеров, Максвеллов и Виндзоров, «Наследники» содержат прямые отсылки к семье Руперта Мердока. Армстронг когда-то написал сценарий под названием «Мердок».
Магнат всегда намеревался передать свою компанию одному из своих детей, но никогда не называл преемника. Waystar Royco очень похожа на News Corp, владеющая консервативной кабельной сетью Fox News (ATN в Наследниках), несколькими газетами, а также тематическим парком и круизным лайнером.
Политический фон не являлся главным в сериале, но был важным контекстом повествования. Медиаресурсы обладают огромным влиянием на политический дискурс, на аудиторию новостей и политиков. Логан часто утверждает, что контролирует президента, и что именно он выберет следующего лидера нации. Он приближает моложавого темную лошадку Джерида Менкена, как оказывается, человеком ультраправых взглядов, напичканного теориями заговора. Несмотря на то, что Рои поддерживают консерваторов-республиканцев, однако никто из них не имеет прочных убеждений, нет ничего и никого, чтобы не было принесено в жертву ради безудержное стремление к успеху и большим деньгам.
Рой извлекает выгоду из мира, в котором человеки представляют собой сундуки с золотом, «экономическими единицами» — ресурс для извлечения чистой прибыли. Всё становится товаром, включая нематериальное — внимание, мысли и чувства людей. Логан откровенен в последнем разговоре со своим охранником Колином: «Что такое человек? У него есть ценности и цели, но он действует на рынке — рынке брака, рынке труда, рынке денег, рынке идей и так далее». Используя информационную избыточность и пассивность аудитории, медиаимперия превращает слова, цифры, факты в бессмыслицу, которая только создана для того, чтобы формировать нужную виртуальную картину мира у публики.
Но Логан попадает в собственную ловушку, используя бесчеловечность и нигилизм капитализма. Строя таким образом отношения с людьми и своими детьми, он не дал им ничего, кроме боли и одиночества. Яд заполняет собой все немалые пустоты в их душе. Он проникает в язык, превращая его в змеинное жало.
Слова, слова, слова
«Наследники» говорят они много, грубо, зло, вульгарно. Диалоги наполнены идиомами, мемами(малоузнаваемыми в русском переводе и вне контекста), безумными метафорами и виртуозной обсценной лексикой. Может быть, сериал превзошел «Прослушку» по количеству слова «fuck», в которой была сцена, где это слово повторялось 38 раз. Грубая телесность сопровождается издевательствами и унижением собеседника. Изобилуют сравнения с животным миром от динозавров до приматов — преемственность с теорией Дарвина. И находясь в безопасном и комфортном мире, они продолжают бороться за выживание.
Такая речь демонстрирует силу, вседозволенность, превосходство. Низкая лексика приравнивает их к криминально-мафиозным кланам, как не вспомнить другую великую сагу, тоже про деструктивную семью «Крестный отец».
Семья всегда считается чем-то нерушимым и целым, данным по умолчанию. Единственное прибежище всех нас, за что еще можно зацепиться в жизни, но подвергается сомнению и пересмотру, трансформации.
Еще одна важный аспект их речи — это манипуляция словами. Они часто стараются наговорить бездну слов, не имеющих смысла, или придать чепухе высокое значение, не сказав ни капли правды, фактов. Характерна фраза Кендалла в конце второго сезона на яхте Логана, когда он предлагает Тома на роль «козла отпущения»: «Послушайте, я говорю это, но я не верю в это. Я просто… я говорю это, потому что сейчас мы все говорим что-то(Look, I’m saying this, but I don’t believe it, he states. I’m just… I’m saying it, because this is the time we’re all saying things)».
Конец Империи
Джесси Армстронг подготовил самый лучший горько-сладкий финал для детей Роя и почти «оптимистичный» и неопределенный для всех нас, раздав каждому по делам и помыслам.
Несмотря на депрессию и разочарование в демократических институтах и последующее реинкарнацию средневековье в некоторых местах, автор не позволил Кендаллу превратиться в своего отца. На протяжении последнего сезона он желал этого и всячески совершал безобразные поступки, демонстрирующие силу, жестокий прагматизм и моральное разложение. Лозунг «при мне будет как при папочке» никого не вдохновляет, а только пугает.
Роман, самый чувствительный и сломленный смертью отца, после срыва на похоронах перестал представлять угрозу для старшего брата и сестры, и кажется, только выиграл от этого. Агрессивная реальность встряхивает, и может быть, проработав травмы, даст возможность персонажу начать с чистого листа.
Шив оказалась в самом невыгодном положении, несмотря на то, что именно от ее решения зависела продажа компании. Ей предлагалось сделать выбор между плохим и очень плохим. Шивон поплатилась за свою беспринципность. Она представлялась прогрессисткой, защитницей демократических принципов и прав женщины, но готова была поступиться этим ради того, чтобы ее воспринимали наконец всерьез как одного из мальчиков. Судьба сводится к роли жены при муже.
Армстронг подводит черту — происходит смена поколений, семейные династические империи умирают. Но на самом деле они ни черта не умирают. Это разваливающейся империя, которая должна исчезнуть, но как птица феникс, как коррупция, она все равно существует.
К власти приходят эффективные менеджеры Матссон, Менкен и Том Вамсгенс(Мэттью Макфадьен) — не очень привлекательная команда, во всяком случае, они будут делать плохие вещи более эффективно. Лукас Матссон, которого играет Александр Скарсгард, современная итерация Роя Логана. Человек, добившийся всего сам, благодаря технологиям, почти гений, эксцентричный также собран из реальных личностей: Илон Маск, Джобса, Цукерберга и так далее.
Замкнутый круг «Наследников»
Судьбы персонажей обнуляются, они возвращаются к исходной точке, у них практически нет внутренних ресурсов, чтобы покинуть замкнутый круг. «Наследники» о разрушении человеческой психики, которой все же нужны банальные чувства — любовь, сочувствие, искренность и четкие ориентиры добра и зла по крайней мере в детстве. Привилегий и деньги не смогли компенсировать душевные раны и травмы.
Замкнутая структура сериал содержит прямую отсылку к греческой трагедии о царе Эдипе(не фрейдистскую) о невозможности порвать порочный круг, выйти за рамки предписанной тебе судьбы. Не быть как отцы — это парадоксальное стремление упирается в то, что со временем обнаруживаешь в самом себе насколько ты похож на своих предков. И плохая новость для всех нас, даже смена элит не ведет к серьезным изменениям социальной ткани общества, скорей всего потребует от каждого, лежащего на диване и делегирующего власть и права другим, все более осмысленного и осознанного мышления и активного участия. Новый век идет, все меняется. И не к лучшему. Есть непреодолимая сила инерции как в физики, так и человеческом сознании.
Подписывайтесь телеграм-канал Меню сериалов, если вам там удобнее
Иллюстрации: IMDb.com