Спутник — «Через тернии к звездам» или «Чужой»
«Чужой» — шедевр Ридли Скотта 1979 года, ставший классикой ужасов и научно-фантастического кино, продолжает влиять на преемников, работающих в этом жанре. Каждый год выпускается фильм, черпающий вдохновение в этой картине. И вот теперь в России дебютный «Спутник» перенял международную эстафету. Егор Абраменко снял полнометражный «Спутник», переделав из своей короткометражки «Пассажир». На агрегаторе «Rottentomatoes» картина получила 88%. …???

В свете последних новостей, связанных с космосом и «спутниками», название фильма очень метафорично и символично. И самой картине полным-полно явных отсылок к «Прибытию» и «Веному».
Приятная ностальгия по советским временам в фильме приобретает совсем другой вид. Действие переносится в 1983 год, период слома начала советской системы. У власти Андропов. И люди из управления с полковником-антагонистом Федором Бондарчуком — обрамление картины «Спутник». Два космонавта возвращаются на землю в консервированной капсуле. Они разговаривают о том, как «босиком пробегутся по росе» и прочих земных радостях.
На Земле обнаруживают в живых только одного, командира Вешнякова, второй зверски изуродован. Вешняков ничего не помнит, но по ночам из героя Советского Союза выползает инопланетная тварь, питающаяся людьми. В идеальный образ героя прокрадываются червоточины. Кроме твари внутри, он еще и на девушке не женился, и потом ребенка в детдом отправил, да и вообще скрывает истинные намерения. Здесь авторы фильма чуть-чуть покачали нашу веру в святое — космос — одну из ипостасей, на которой держится наша ностальгия.
Для того чтобы разделить паразита и носителя и использовать для военных целей, полковник КГБ Семирадова находит Проводника с Иным. Естественно, это женщина, нейрофизиолог, Татьяна Климова. В большой полупустой аудитории за длинным столом заседает строгая комиссия. Перед ними Татьяна Климова, которая непреклонно отстаивает свою точку зрения на произошедшее. В чем там дело и чем оно закончилось, зрителю знать не положено. Но именно личные качества(склонность к риску) нейрофизиолога привлекли полковника КГБ. Вдвоем они отправляются на закрытую базу в Казахстане.

Авторы законсервировали время. Хороша мрачная обстановка темных серых коридоров советских учреждений. Удивительно, что они везде были одинаково неприятными, чужими. И у посетителей не было других чувств, как только убраться оттуда поскорей. Аутентичность сквозит в костюмах и в сохранившихся реликвиях — синие олимпийки с белыми полосками, трехпрограммные приемники, бумажные обои с простым рисунком, кубические телевизоры с полировкой. Холодным одиноким воздухом степей пропитана не только атмосфера фильма, но и персонажи. Они автономны, немногословны, каждый скрывает свои тайны. Каждый по своему терпит поражение, пытаясь контролировать ситуацию.
Невозмутимый товарищ Семирадов говорит речевками-рапортами, в которых проникает твердолобая убежденность в своей правоте и скрытность. Что думает этот человек, как поступит, есть ли у него личные интересы — никогда неизвестно.
Доктора Ригель — это смесь интеллекта, амбиций и страха, и камень в огород выжившей после репрессий и войны русско-советской интеллигенции.
Однако, персонажи не образуют связей и напряжения. Неожиданный материнский «роман» между Татьяной и Вешняковым выглядит нелогичной и вынужденной концовкой. Не получилось «разоблачением» космонавта. Авторы бросают персонажа на самом интересном месте, не давая развиться характеру. Они тут же предлагают оправдание безобразным поступкам героев.

Вешняков заявляет Климовой, которая устроила сеанс «срывания масок»: «я не знал, она сама виновата, ничего мне сказала». Или в случае поедания тварью людей, Семирадов объясняет: «Они — насильники, убийцы, им так и надо». По всей видимости, авторы сами не определись в выборе — что важнее человеческая жизнь, пресловутая слеза ребенка, которую защищает героиня Акиньшиной, или великие цели и общее благо. Авторы не решаются взяться за серьезное творческое осмыслением прошлого — вытаскиванием из бессознательного демонов и их признанием.
По иронии судьбы, самым большим разочарованием фильма является сама Татьяна. В первой половине она заявляет себя как сложная личность, склонная к открытиям, но затем превращается в одномерную героиню, которая к концу становится практически идеализированной спасительницей земли русской, существующей исключительно для того, чтобы вдохновлять или изменять мужчин.
Отличная, интересная музыка Олега Карпачева ценна сама по себе. Но на мой дилетантский взгляд, никак не сочетается с происходящим и совершенно не помогает нагнетать обстановку.
Визуальный стиль остается несомненным достоинством фильма. Благодаря технологиям, Чудо-юдо симпатичное и неприятное, но опять же заимствованное. Его явно клонировали из фильма 1979 года, добавив конечностей и прозрачности, слизи.
К сожалению, «Спутник» только коснулся крылом смелых решений, в большинстве случаев остался в привычных рамках, повторяя миф и канон. Поэтому тактика — заменить визуал смыслом, отразилась на шаблонных характерах главных героев и то, как интригующее начало деградировало в сладко-детдомовский финал. Можно сказать «Спутник» сделал выпад по общей идеализации советского утраченного рая, который таковым и не был.
Фильм оправдывает дебют и первые шаги коммерческого кино быть умным, объемным, но вызывает немалые претензии.
Поддержите телеграм-канал Меню сериалов подпиской